15:44 Подведение итогов реализации программы«Театральный калейдоскоп» | |
В период проведения XI Всероссийского форума «Вместе – ради детей! Ключевые программы партнерства» ГОАУСОН «Ковдорский КЦСОН» подвел итоги реализации одной из реабилитационных программ, направленной на создание доступной среды для совместного творчества детей и детей с особыми потребностями, социальную реабилитацию детей-инвалидов посредством театральной деятельности, содействие в преодолении проблем в социальной адаптации в сообщество сверстников, развитие речевых, коммуникативных и творческих способностей с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка. Программа «Театральный калейдоскоп» дает возможность детям с особыми потребностями пробовать свои силы, развивать свои способности и возможности, занимаясь совместно со здоровыми детьми разными видами творческой деятельности, учит обычных детей сочувствовать, думать о другом человеке, помогать ему, видеть в нем равноценного и равноправного партнера. Театр по своей природе близок к игре ребёнка, поэтому представляется одним из наиболее результативных способов развития, познания окружающего мира, учит общению. Театрализовано-игровая деятельность развивает творческий потенциал, внимание, эмоциональную память, чувство ритма, воображение, фантазию, чувство гармонии в себе и окружающем мире, учит взаимодействовать друг с другом, способствует творческому развитию. Всё это является необходимым как здоровым детям, так и детям с особым развитием. Программа состоит из трех этапов: первый этап реализации программы «Магия творчества» является подготовительным этапом и направлен на развитие и формирование в ребенке готовности к творчеству. В этот период ведется консультативно-просветительская деятельность с родителями, формируется команда. Принимается решение о выборе сценария театрального действа, идет работа в творческих мастерских, где создаются куклы, костюмы, декорации. Актерское мастерство может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Лицедейство доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, пластичностью, четкостью произношения и передачей эмоций. Поэтому второй этап реализации программы предполагает развитие речи пластики. «Сценическая речь» объединяет игры и упражнения направленные на развитие речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи. «Ритмопластика» - включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, направленные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей всех ребят, включая детей - инвалидов. Ритмопластика помогает обрести ощущение гармони своего тела с окружающим миром. При проведении занятий учитываются возможности каждого ребенка, создаются ситуации успеха. «Кукловедение» является этапом, когда каждый ребенок начинает делать первые шаги в актерском мастерстве. «Кукла может делать то, чего не может делать ребенок, и наоборот ребенок не может делать то, что может делать кукла». Кукла может стать проводником многих психологических проблем, которые ребенок не может озвучить, поэтому к занятиям на данном этапе присоединяется психолог. На занятиях дети знакомятся с различными видами кукол: верховыми, перчаточными, тростевыми, марионетками, планшетными. Но больше всего нравится осваивать вождение кукол-ступистов. В течение всего этапа с детьми идет подготовка к работе в спектакле. На данном этапе у детей-инвалидов видны положительные изменения психомоторных функций, улучшается память, стабилизируются поведенческие навыки, развиваются навыки самообслуживания, появляется уверенность в собственных силах. Кульминационным этапом является «Театральная игра», непосредственно выступление перед публикой. На данном этапе все усилия направлены на настройку ребят, переключение со страхов неудачи на актерское мастерство, сценическое внимание и актерское братство и взаимовыручку. Театральное действо помогает каждому ребенку сосредоточиться, снять зажимы, учит внимательно слушать друг друга, понимать смысл происходящего, отвечает на вопросы, зачем и для чего он выходит на сцену. Через игру происходит внутреннее раскрепощение детей инвалидов и не только их. Особенно положительный эффект достигается, если в театре задействованы родители ребенка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Дефицит игровой деятельности и общения порождает отставание и отклонение в психическом развитии. Поэтому включение игры в социально-реабилитационный процесс обеспечивает развитие каждого ребёнка-инвалида. Дети - инвалиды, как никто другой, нуждаются в общении со своими сверстниками, им необходима полноценная интеграция для того, чтобы получить все необходимые навыки для жизни, возможности, коммуникации и личностный рост, как на бытовом, так и на общественном уровне. При реализации любой программы возникают трудности и проблемы. Мы не исключение. Конечно, у нас впереди еще сложный и длительный процесс. Ведь основная задача - это в рамках программы разрешить одну из основных проблем и задач нашего общества: научиться взаимодействию с людьми с особыми потребностями, стереть грани различий и подготовить почву для развития социально-здорового общества. | |
Просмотров: 504 | |